Содержание
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
3
4
5
6
7
8
9
Пояснительная записка
Направленность Программы
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Цели, задачи реализации Программы
Отличительные особенности Программы
Категория и возраст детей
Обоснование уровней освоения Программы
Сроки реализации Программы
Формы и режим занятий
Учебный план Программы
Содержание учебного плана
Календарный учебный график
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
дополнительной общеобразовательной Программы
Оценочные материалы общеобразовательной Программы
Методическое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Список литературы
3
3
3
3
4
4
5
5
5
6
8
16
16
17
21
21
22
1
1. Пояснительная записка
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования
необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в
это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идет активное
развитие его познавательных возможностей.
Дополнительная образовательная
программа
для
дошкольников «Умные
пальчики» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые
образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного
человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в
нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать
приобретенные знания в разнообразныхжизненных ситуациях.
1.1 Направленность Программы
Образовательная программа дополнительного образования «Умные пальчики» имеет
социально-педагогическую направленность.
Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков
коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского
сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в
этой действительности.
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы в необходимости создания условий для максимального
раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка,необходимо создать условий
для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые
жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни
знания,умения и навыки.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как
именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего
развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо
Образовательная программа «Умные пальчики» имеет социально-педагогическую
направленность по уровню освоения общекультурный, она позволяет не только обеспечить
количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и
сформировать у них качественные мыслительные способности, а так, же подготовить к
новой социальной роли школьника.
1.3 Цели, задачи реализации Программы
Цель: формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к
саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками,
совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды
интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание: создание условий для
естественного психологического развития ребёнка, развитие познавательных процессов,
стремления к самостоятельному познанию посредством развивающих игр.
Задачи программы:
развитие интеллектуальных и творческих способностей, направленных на процесс
познания через игру;
развитие мышление ребенка, научить анализировать, сравнивать, рассуждать и
делать выводы. Развить произвольное внимание и увеличить объем памяти;
развить речевые навыки, умение красиво и грамотно говорить, вести диалог и
выступать перед зрителями;
расширить объем знаний и умений ребенка, научить использовать полученные
знания в практической деятельности;
2
развитие способности к взаимодействию; развитие способности к принятию
самостоятельных решений; формирование способности работать в группе
сверстников;
воспитание культуры общения.
1.4 Отличительные особенности Программы
Основная дидактическая идея дополнительной программы - развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно
осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка предшкольного возраста, что
осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их
представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Данная дополнительная образовательная программа реализуются через
познавательную деятельность. Занятия включают следующие блоки:
- развитие моторики, подготовка руки к письму;
- формирование элементарных математических представлений;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Все блоки программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой
метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания и усвоения информации, повышает эмоциональный фон
занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей
ребенка.
Принципы Программы:
Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с
закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности,
преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных
умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста.
Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий в
соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному»,
«от менее привлекательного к более привлекательному». Постепенность обеспечивается
усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок,
рациональным чередованием нагрузки и отдыха.
Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий и
использование его средств, методов и организационных форм, при которых
осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной
подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития
двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся.
Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и
методов возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от
уровня развития физической подготовленности и интеллекта.
Принцип наглядности является одним из главных обще методических принципов
при работе с детьми дошкольного возраста.
1.5 Категория и возраст детей
Программа рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Организация деятельности проходит
в подгруппе детей. Содержание программы взаимосвязано с программами художественноэстетического, речевого, познавательного, социального развития в дошкольном
учреждении. При выборе форм и способов подачи материала и организации занятия
педагог учитывает возрастные особенности обучающихся.
3
1.6 Обоснование уровней освоения Программы
Уровень освоения программы – основной.
1.7 Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет:
1-й год обучения 5-6 лет
2-й год обучения 6-7 лет
Продолжительность реализации программы – 144 академических часа.
1.8 Формы и режим занятий
Основная форма работы – обучающие и развивающие занятия в группах и
подгруппах. В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май
включительно. Число занимающихся детей в каждой группе (подгруппе) в среднем – 15
человек. Для детей 6-го года жизни – 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут
каждое в вечернее время, для детей 7-го года жизни - 2 раза в неделю
продолжительностью 30 минут каждое в вечернее время.
Этапность в обучении является «ступенчатой» формой организации учебновоспитательного процесса и отвечает дидактическому принципу доступности.
Занятие — основная форма организации образовательного процесса.
Виды занятий:
− обучающие.
− закрепляющие.
− итоговые.
Структура занятий.
Структура проведения занятий общепринятая, и состоит из трех частей: вводной,
основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие – это единое
целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике
безопасности, сообщение целей и задач занятия.
Этап повторения пройденного материала предполагает повторение ранее
изученных тем или разделов программы, закрепление ранее полученных знаний.
Теоретическая часть представляет собой беседу на заданную тему, сообщение
новой темы и объяснения задания.
Практическая часть включает создание творческой работы самостоятельно или под
руководством педагога.
Заключительная часть включает коллективный просмотр выполненных работ,
общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов.
Подходы:
реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в
форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка;
поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка
в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются
практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования, которые
используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя
эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических
4
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с
другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со
счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с
ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для
успешного изучения программного материаланачальной школы.
Основные формы работы с родителями:
- беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем
конкретного ребенка);
- выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков);
- творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом,
совместно подготавливают материал для досугов детей);
- анкетирование;
- совместные праздники (по инициативе родителей);
- дни открытых дверей.
2. Учебный план.
Возраст
детей
5-6 лет
6-7 лет
сентябрь
Месяц
Тема (раздел)
1.Знакомство с
волшебным
городом Знаний.
2. Улица
мастеров.
3. Зоопарк.
октябрь
4. Школа
Умников и
Умничек.
5. Музей
«Маленький
мир»
6. Времена года.
ноябрь
7. Интересные
дорожки.
8. Волшебныйлес.
Продолжительность
Периодичность в
занятий
неделю
25 мин.
2
30 мин.
2
Первый год обучения 5-6 лет
Основные задачи
Количество в
год
72
72
Кол-во
заняти
й
всего
общения;
4
занятий;
Развивать коммуникативные
навыки, необходимые для
формировать положительное отношение
к
содержанию
способствовать развитию памяти и навыков комбинирования;
Развивать
произвольность
(умение слушать инструкцию взрослого);
развивать воображение и целостностьвосприятия; развивать концентрацию
внимания, слуховую память.
Развивать мышление (анализ,сравнение, исключение); развивать зрительное
и слуховое внимание; концентрацию внимания; развивать творческое
воображение.
Включить детей в ситуацию взаимодействия
для решенияпроблемных
практических задач; развивать зрительную и слуховую память,
концентрацию внимания; развивать воображение, целостность восприятия.
Развивать слуховое внимание, память; развивать навыки сравнительного
анализа предметов, классифицировать предметы по их основным признакам;
развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление.
Развивать ассоциативное мышление; развивать мыслительные операции,
способность к анализу и сравнению; формировать элементарную
алгоритмическую культуру мышления, развивать способности действовать в
уме; развивать слуховое внимание, память.
Развивать внимание (концентрацию), устойчивость внимания, зрительную
память; развивать воображение, целостность восприятия.
Включить детей в ситуацию взаимодействия
для
решения
проблемных практических задач; развивать концентрацию внимания,
слуховое и зрительное внимание; учить детей моделировать по условию;
развивать навыки сравнительногоанализа.
4
2
2
2
2
2
2
5
март
февраль
январь
декабрь
9. Школа
Математики
Развивать внимание, память; помочь в овладении мыслительных операций
и
действий:
сравнение,классификация; развивать умение
ориентироваться на плоскости;
10. Театр сказок Развитие слухового внимания и памяти; развивать навыки сравнительного
анализа предметов; развивать
восприятие сенсорных
признаков
предметов.
11. Мастерская
Развивать логическое мышление, способность к анализу; развивать умение
Кружевниц.
работать
по зрительной инструкции; развивать зрительную память,
внимание (распределение); развивать творческое воображение.
12. Школа
Развивать слуховое внимание, память;
профессора
закреплять умения классифицироватьпредметы по заданным признакам;
Умника.
развивать тонкую моторику, умения ориентироваться на плоскости;
развивать ассоциативное мышление.
13. Мастерская
Развивать слуховое внимание, концентрацию и устойчивость внимания;
вредностей.
учить действовать по правилам и переключаться с одной деятельности на
другую; развивать ассоциативное мышление.
14. Музей
Развивать ассоциативное мышление, графические навыки;
фантазий.
развивать зрительное внимание; учить соотносить абстрактное воображение с
предметами.
15. Улица
Развивать наглядно-образное мышление; зрительное внимание; развивать
перепутанныхбукв произвольный контроль поведения; развивать концентрацию и устойчивость
и звуков.
внимания.
16. Театр теней.
Развивать
зрительное и слуховое внимание; развивать навыки
сравнительногоанализа; развивать умение сравнивать запоминаемые
предметы, находить в нихсходства и различия; развивать ассоциативное
мышление.
17. Музей
Помочь освоить категорию «причина – следствие»; способствовать
зашифрованных
развитию концентрации и устойчивости
внимания, памяти; развивать
картин.
логическое мышление, способность к анализу.
18. Мастерская
Развитие
слуховую и зрительнуюпамяти; развивать мыслительную
памяти.
операцию «сравнение»;
развивать
умение
работать
по
зрительной
инструкции;
формировать алгоритмическую культуру мышления, развивать способность
действовать в уме.
19. Выставка
Развивать устойчивость ипереключение внимания; развивать ассоциативное
непонятных
мышление, мыслительную операцию «сравнение»; развивать фантазию,
вещей.
поисковые навыки.
2
20. Мастерские
профессора
Умника.
Развивать
логическое
мышление,способность к анализу; учить
детей моделировать по условию;
Развивать слуховое внимание, устойчивость, концентрацию; учить
соотносить абстрактные изображения с предметами.
2
21. Встреча с
профессором
Умником
22. Умный театр.
Развивать зрительную и слуховуюпамять, концентрацию внимания;
развивать умение работать по зрительной инструкции; развиватьмышление
(зрительный синтез).
- Развивать концентрацию внимания назапоминаемом объекте,
наблюдательность; учить классифицировать предметы позаданным
признакам; учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать
зрительное и слуховоевнимание;
развивать ассоциативное мышление,графические навыки;
развивать логическое мышление.
Развивать
слуховое и зрительное внимание; развивать внимание
(распределение), восприятие, умение сравнивать; развивать воображение.
2
23. Музей
заколдованных
слов.
24. Школа
сказочных
героев.
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
6
май
апрель
25. Мастерская
геометрических
фигур.
26. Цирковое
представление.
Развивать
зрительное внимание ипамять;
развивать
логическое
мышление,навыки комбинирования;
формировать интерес к творческим играм.
Развивать
зрительную
память,внимание, наблюдательность;
развивать мышление, умение делатьисключения;
развивать фантазию, воображение.
27. Звёздный мир. Развивать зрительное и слуховое внимание, концентрацию внимания,
творческое мышление;
развивать навыки сравнительногоанализа;
развивать навыки сопоставления.
28.
Развивать концентрацию внимание назапоминаемом объекте;
Путешествие в
учить классифицировать предметы поих основным признакам;
подводный мир. развивать произвольную память; учить детей составлять целое
из
отдельных предметов, работать по словесной инструкции.
29.
Страна
развивать внимание, переключениевнимания, поисковые навыки;
маленьких
развивать фантазию, воображение,мышление;
человечков.
учить соотносить абстрактное изображение с предметами.
4
30. Прогулка по
городу.
2
31. Волшебный
парк и его
обитатели.
32. Итоговое
занятие.
Любимые игры.
2
2
2
2
Развивать внимание, поисковые навыки; развивать зрительную память,
ассоциативное мышление, графические навыки; развивать восприятие
сенсорных признаков предметов (форма, цвет, размер);
Развивать
зрительное
внимание,концентрацию внимания, память;
развивать умение классифицироватьпредметы по признакам; развивать
воображение, творческое мышление.
Развивать мыслительные процессы; развивать воображение, творческое
мышление; формировать интерес к творческим играм.
Всего
2
2
72
Содержание Учебного плана
Старший дошкольный возраст 5-6 лет
Тема
1. Знакомствос
волшебным
городом
Знаний
2. Улица
мастеров
3. Зоопарк
4.Школа
Умников и
Умничек
Оснащение
- Наборы геометрических фигур.
- Бланки с заданием, карандаши.
- Игра «Прозрачная цифра».
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера.
- Игра «Прозрачная цифра».
Содержание
Этюд на выражение внимания «Тише». Знакомство с
городом Знаний. Изучение правил поведения.
Задание «Город Знаний». Логическая задача
«Лабиринт». Цифра «1». Задание с цифрами.
Игра «Успей дотронуться» (внимание). Задания
«Стройка». Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Задание «Найди одинаковые дома». Задание «Домик
для щенка». Задание «Строим дома в городе».
Цифра «2». Задание «Нарисуй картину».
Игра «Замри». Задание «Чьи следы?». Задание «Что
сначала, что потом». Пальчиковая гимнастика «В
гости». Задание «Лабиринт». Задание «Нарисуй
животных». Цифра «3». Задание «Найди цифру».
-Учебно-игровое пособие.
Картинки с последовательноразвивающимся действием.
Бланки с заданием, карандаши.
Наборы геометрических фигур.
- Игра «Прозрачная цифра».
Бланки с заданием, карандаши.
Этюд «Дружная семья». Задание «Запомни
Бланки с заданием, карандаши. предметы». Игра «Четвёртый лишний». Задание
Бланки с заданием, карандаши. «Школа Умников и Умничек». Профилактика осанки,
Упражнение.
зрения. Задание «Незаконченные рисунки».
Бланки с заданием, карандаши. Цифра «4». Задание «Укрась цифру».
- Игра «Прозрачная цифра».
7
Микроскоп, игрушка-микроскоп.
Учебно-игровое пособие.
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши
- Игра «Прозрачная цифра».
6. Времена года Загадки-обманки.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера. Альбом.
- Игра «Прозрачная цифра».
7. Интересные
дорожки
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием карандаши.
Наборы геометрических фигур.
- Игра «Прозрачная цифра».
5. Музей
«Маленький
мир»
Муляжи продуктов питания.
8. Волшебный Учебно-игровое пособие.
лес
Учебно-игровое пособие.
Карточки-игры.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра Танграмм.
- Игра «Прозрачная цифра».
Учебно-игровое пособие.
9. Школа
Бланки с заданием, карандаши.
Математики
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Геоконт» Воскобовича.
- Игра «Прозрачная цифра».
Силуэты героев сказок.
10. Театр сказок Стихи - обманки.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера. Альбом.
Презентация.
11.
Предметы из кружева.
Мастерская
Бланки с заданием, карандаши.
кружевниц
Игра «Геоконт» Воскобовича.
- Игра «Прозрачная цифра».
Таблицы-схемы.
12. Школа
Бланки с заданием, карандаши.
профессора
Бланки с заданием, карандаши.
Умника
Бланки с заданием, карандаши.
Картинки - перевёртыши.
13.
Подбор слов. Разрезные
Мастерская
картинки. Бланки с заданием,
вредностей
карандаши. Бланки с заданием,
карандаши. Бланки с заданием,
карандаши.Наборы
геометрических фигур.
14.
Муз
ейфантазий
Г. Сапгир «Небылицы в лицах»
Карточки-лабиринты, маркеры.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Противоположные движения». Знакомство с
микроскопом. Задание «Расскажи историю
микробика». Упражнение «Найди домики микробов».
Пальчиковая гимнастика «Прогулка». Задание
«Маленький мир». Задание «Микробики».
Цифра «5». Задание «Спрячем цифру».
Этюд «После дождя» (внимание). Игра «Весёлые
загадки». Пальчиковая гимнастика «Прогулка».
Задание «Времена года». Задание «Что перепутал
художник». Упражнение «Разноцветный лес».
Цифра «6». Задание «Умный рисунок».
Этюд «Грязь» (концентрация внимания). Игра
«Логические цепочки». Пальчиковая гимнастика
«Дружба». Задание «Сложный лабиринт». Задание
«Интересные дорожки». Упражнение
«Разноцветные дорожки». Цифра «7».Задание
«Спрячем цифру».
Игра «Сова» зрительное и слуховое внимание).
Игра «Полезные продукты дляживотных».
Игра «Что перепутали животные?». Задание
«Волчья нора». Пальчиковая гимнастика «Белка».
Задание «Волшебный лес». Задание «Нарисуем
животных». Цифра «8». Задание с цифрами.
Игра «По мостику». Задание «Чем отличаются
рисунки». Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Задание «Путаница». Задание «Найди фигуру».
Задание «Сложные узоры». Цифра «9». Задание
«Танец цифр».
Этюд «Слушай звуки». Упражнение «Путешествие в
сказку». Задание «Есть или нет?» . Пальчиковая
гимнастика «Удивление». Задание «Лабиринт».
Задание «Волшебный подарок». Задание «Театр
сказок».
Этюд «Игра в снежки. Рассказ «Путешествие в
деревню». Экскурсия к мастерицам-кружевницам.
Пальчиковая гимнастика «У девочек, у
мальчиков». Задание «Красивые узоры».
Упражнение «Придумай узор». Цифра «0».
Игра «Сугробы, сосульки, снежинки». Задание
«Умные таблицы». Пальчиковая гимнастика.
Задание «Заполни таблицу». Игра «Запомни и
нарисуй». Упражнение «Волшебные цифры».
Игра «Что не так?» (слуховое внимание). Задание
«Узнай по контуру». Игра «Вредности». Пальчиковая
гимнастика «Запутались». Задание «Лабиринт».
Задание «Найди предметы». Задание «Следы на
ковре». Задание «Картинки наоборот».
Игра «Морская фигура».
Задание «Так бывает или нет?».
Задание «Волшебная дорога».
Пальчиковая гимнастика «Маланья».
Задание «Дорисуй фигуры»».
Задание «Несуществующее животное».
8
Пособие «Чудо-кубики».
15. Улица
перепутанных
букв и звуков
Подбор слов, стихов
Карточки-задания, маркеры.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Геоконт» Воскобовича.
Учебно-игровое пособие.
16. Театр теней «Одежда» для пальчиков.
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Танграмм».
Учебно-игровое пособие.
17. Выставка
Игра-альбом «Сказки».
зашифрованны Бланки с заданием, карандаши.
х
Игра «Танграмм».
предметов
Мелкие игрушки.
18.Мастерская Учебно-игровое пособие.
памяти
Э. Успенский «Память».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Квадрат Воскобовича.
19. Выставка
Детали игрушек, предметов.
непонятных
Бланки с заданием, карандаши.
вещей
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Танграмм».
Учебно-игровое пособие.
20.
Мастерские
Бланки с заданием, карандаши.
Профессора
Бланки с заданием, карандаши.
Умника
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера.
21. Встреча с
профессором
Умником
22. Умный
театр
23. Музей
заколдованны
х
слов
24. Школа
сказочных
героев
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Упражнение.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Чудо кубики».
Подбор слов.
Стихи-загадки.
-Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера, (чернобелый вариант).
Подбор слов.
Загадки-рифмы.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Геоконт» Воскобовича.
Театральные атрибуты.
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера, альбом.
Задание «Музей фантазий».
Игра «Кричалки – шепталки – молчалки».
Упражнение «Звуки заблудились». Пальчиковая
гимнастика «Запутались». Упражнение « Умные
таблицы». Задание «Найди буквы». Задание
«Нарисуй букву».
Игра «В магазине зеркал» .Упражнение «Живые
картинки»( ассоциации). Пальчиковая гимнастика
«Прогулка». Задание «Волшебные картинки».
Задание «Театр теней». Задание «Составь предмет».
Игра «Угадай, что покажу». Игра «Похититель
красок». Пальчиковая гимнастика «У девочек, у
мальчиков». Задание «Зашифрованные картины».
Задание «Зашифрованное письмо». Задание
«Зашифруй картину».
Игра «Заколдованный ребёнок». Игра «Что
изменилось?». Упражнение «Логические цепочки».
Чтение Э. Успенского «Память». Задание «Запомни
рисунок». Задание «Запомни предметы».
Задание «Сложи предмет по памяти».
Игра «Зоопарк» (воображение). Задание «Что на что
похоже?». Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев».
Задание «На что похоже?». Упражнение «Весёлая
линия «Спираль». Задание «Непонятные предметы».
Игра «Противоположные движения (внимание).
Упражнение «Найди закономерность».
Пальчиковая гимнастика «Замок». Задание «Дорисуй
предметы». Задание «Найди лишний предмет».
Упражнение «Весёлые человечки». Задание «Весёлые
человечки».
Игра «Полоса препятствий». Задание «Запомни и
нарисуй». Задание «Путаница». Профилактика
зрения, осанки. Задание «Фотографии».
Задание «Повтори узор».
Игра «Меняем внешность» (внимание). Упражнение
«Назови одним словом». Упражнение «Логические
задачи». Пальчиковая гимнастика «Удивление».
Задание «Что сначала, что потом». Задание «Умный
театр».
Игра «Займи правильное место». Упражнение
«Составим слово». Упражнение «Закончи строчку».
Игра «Покажи пословицу». Пальчиковая гимнастика
«Дружба». Задание «Два предмета, одно слово».
Задание «Заколдуй слово». Задание «Заколдованные
слова».
Игра «Что услышали лиса и волк».
Упражнение «Волшебный сундучок». Задание
«Найди сказочных героев». Пальчиковая гимнастика
«Замок». Задание «Лабиринт». Задание «Волшебная
туфелька». Задание «Встреча с волком».
9
Детали конструктора, схемы.
25. Мастерская Игра «Квадрат» Воскобовича.
геометрически Бланки с заданием, карандаши.
х
Игра «Танграмм».
фигур
Учебно-игровое пособие.
26. Цирковое
Спортивные атрибуты.
представление
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Счётные палочки.
27. Звёздный
Учебно-игровое пособие.
мир
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Геоконт» Воскобовича.
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
28.
Бланки с заданием, карандаши.
Путешествие
Бланки с заданием, карандаши.
в подводный
Палочки Кюизенера, альбом.
мир
27. Звёздный
мир
29. Город
маленьких
человечков
30.
Прогулка
по городу
31.
Волшебный
парк
и его обитатели
Тема
(раздел)
1. Новые
приключения.
се
нт
яб
рь
Месяц
32. Итоговое
занятие
Любимые игры
Учебно-игровое пособие.
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Геоконт» Воскобовича.
Учебно-игровое пособие.
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера.
Разные дома, вырезанные из
картона, «вывески»предметные
картины.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игры «Чудо-головоломки».
Открытки с цветами.
Учебно-игровое пособие.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера, альбом.
Бланки, карандаши.
Карточки с заданиями.
Учебно-игровое пособие.
Серия «Весёлый художник»
Игра «В магазине зеркал». Упражнение
«Отраженные схемы». Пальчиковая гимнастика
«Замок». Упражнение «Геометрические фантазии».
Задание «Найди закономерность». Игра
«Удивительные превращения».
Игра «Противоположные движения». Игра «Сказки
наоборот». Игра «Цирковое представление».Задание
«Весёлые клоуны». Задание «Артисты цирка».
Задание «Жонглёр».Задание «Волшебные
превращения».
Игра «Что ты видишь?» (воображение). Игра
«Встреча с Лунной принцессой». Задание «Найди
тень фигур». Логоритмическое упражнение.
Задание «Звёздный мир». Задание «Выложи
созвездия». Задание «Транспорт космоса».
Игра «Тень» (концентрация внимания). Задание
«Ремонт корабля для большогоплавания».
Пальчиковая гимнастика «Капитан». Задание
«Лабиринт». Задание «Большое плавание».
Задание «Морские обитатели». Задание
«Подводный мир».
Игра «Что ты видишь?» (воображение). Игра
«Встреча с Лунной принцессой». Задание «Найди
тень фигур». Логоритмическое упражнение.
Задание «Звёздный мир». Задание «Выложи
созвездия». Задание «Транспорт космоса».
Игра «Колдун» (зрительное внимание). Задание «Что
случилось в городелилипутов?». Задание «Найди
одинаковых лилипутов». Пальчиковая гимнастика.
Задание «Одежда маленькихчеловечков». Задание
«Маленькие человечки».
Игра «Прогулка по городу». Задание «Прятки в
городе». Игра «Путешествие по городу».
Пальчиковая гимнастика «Прогулка». Задание
«Лабиринт». Задание «Городские здания».
Задание «Музей головоломок».
Игра «Клумбы». Упражнение «Волшебные клумбы».
Пальчиковая гимнастика «Цветы». Задание «Дорисуй
цветы». Задание «Бабочки». Упражнение-имитация
«Волшебный цветок». Задание «Жители парка».
Задание «Весенняя картинка».
Игра «Кто позвал?». Задания- лабиринты по выбору
детей. Задание «Нарисуй Узор». Задание «Прятки».
Игры с весёлым художником. Игра «Что произойдёт,
если?».
Старший дошкольный возраст 6-7 лет
Основные задачи
Развивать
навыков вербального иневербального общения;
создание эмоционально положительного климата на занятиях.
Кол
-во
часо
в
4
10
Лесная школа.
2. Знакомство с
учителем лесной
школы.
3. Смешные
страхи.
4. Игры в школе.
октябрь
5. Школьные
правила.
6. Собираем
портфель в
школу.
ноябрь
7. Сказка про сон.
8. Аккуратный
ученик.
9. Жадность.
10. Волшебное
угощение.
11. Подарки.
12. Домашнее
задание.
декабрь
13. Школьные
оценки.
14. В гостях у
лентяев.
15. Невыученный
урок.
январь
16. Подсказка.
17. Вредный
отдых.
Развивать навыков вербального и невербального общения; развивать
зрительную и слуховуюпамять;
развивать мышление (зрительный и мыслительный анализ); развивать
произвольность психических процессов (умение слушать инструкцию,
соблюдать правила игр).
- Развивать навыков вербального и невербального общения;
- обучать различению эмоционального состояния (страх) по его
внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию;
- развивать внимание, память,мышление;
развивать произвольность психических процессов (умение слушать
инструкцию, соблюдать правила игр).
Развивать коммуникативные навыки; развивать умение выступать
публично; развивать внимание (концентрацию,объём, переключение);
развивать мышление, умение находитьсходства по признакам.
Развивать
навыки
культурногообщения;
развивать мышление, умения решатьнестандартные задачи; развивать
произвольность психических процессов.
4
Способствовать развитию навыков общения, умения высказывать свою
точку зрения;
развивать мышление (процессы обобщения, отвлечения, выделение
существенных признаков).
Развивать
эмоциональную
сферу,коммуникативную сферу;
развивать восприятие память, внимание; развивать тонкую моторику
рук.
2
Развивать волевую сферу; зрительную память, внимание, мышление;
развивать тонкую моторику рук.
Развивать волевую сферу; развивать зрительную память,внимание,
мышление; развивать тонкую моторику рук.
Развивать
навыки
общения,эмоциональную сферу;
развивать мышление (анализ исравнение); развивать внимание
(концентрацию,объём, переключение, устойчивость).
2
2
2
2
2
2
2
Развивать сферы общения, навыкикультурного общения; развивать
зрительную память; развивать внимание, воображение.
Развивать навыки общения, умение работать в паре; развивать
логическое мышления, способность устанавливать закономерность в
изображении; развивать зрительную память, слуховое внимание,
мышление.
4
Развивать навыки общения; развивать мышление (анализ,
логическое
мышление); развивать
зрительное
внимание
(распределение),
слуховое внимание; развивать произвольность психических процессов.
Развивать мышление (анализ, логическое мышление); развивать
слуховое и зрительное внимание, распределение внимания; развивать
ориентировку в пространстве.
Развивать
коммуникативную
иэмоциональную сферу;
развивать внимание (концентрация,объём, переключение,
устойчивость); развивать произвольность психических процессов.
Развивать
коммуникативную
иэмоциональную сферу;
развивать внимание, логическое мышление; развивать произвольность
психических процессов.
Развивать эмоциональную сферу; развивать внимание, логическое
мышление, зрительную память, воображение.
2
2
2
2
2
2
11
18. Помощники.
19. Прививка.
февраль
20. Друг заболел.
21. Ябеда.
22. Шапканевидимка.
март
23. Труднаязадача.
24. Спорщики.
25. Обида.
26. Ученики
школы.
27. Драки вшколе.
28. Грубые слова.
апрель
29. Дружба.
май
30. Сказочнаяшкола.
31. До свидания,
Лесная школа!
Развивать коммуникативную и эмоциональную сферу; развивать
внимание, логическое мышление; развивать произвольность психических
процессов.
2
Развивать
коммуникативную и эмоциональную сферу; развивать
2
внимание, логическое мышление, воображение; развивать произвольность
психических процессов.
Развивать
эмоциональную сферу эмпатию; развивать внимание,
2
мышление,воображение; развивать
навыки
вербального
и
невербального общения.
Развивать
эмоциональную
сферу
эмпатию;
развивать
2
внимание, мышление ,воображение; развивать навыки вербального
иневербального общения.
Развивать
эмоциональную
сферу эмпатию; развивать внимание
2
(концентрацию, переключение, устойчивость); развивать мышление,
мыслительную операцию (сравнение).
Развивать
воображение;
развивать
способность
устанавливать
2
закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного
анализа.
Развивать эмоциональную сферу; развивать внимание (концентрацию,
2
объём, переключение, устойчивость); развивать зрительную память.
Развивать слуховое внимание; развивать умение классифицировать
2
предметы по существенным признакам; развивать логическое мышление.
Развивать
умение
восприниматьцелостность изображения;
2
развивать внимание (концентрация,объём, переключение,
устойчивость); развивать воображение.
Развивать мышление (умение делать умозаключения); развивать
2
внимание (концентрация, переключение, умение сосредоточиться на
зрительной информации); развивать
наблюдательность, мышление
(зрительный анализ).
Развивать эмоциональную сферу детей; развивать зрительную память;
2
развивать внимание (устойчивость,концентрацию, переключение).
Развивать навыки вербального и невербального общения; развивать
2
внимание, умениесосредотачиваться на зрительнойинформации;
развивать мышление, умение классифицировать предметы по
существенным признакам и обобщать.
Развивать эмоциональную сферу;
4
Развивать внимание, мышление,воображение.
Развивать коммуникативные навыки; развивать внимание, мышление,
4
память, воображение; развивать произвольность психических процессов.
Всего
72
Содержание Учебного плана
старший дошкольный возраст 6-7 лет
Тема
1. Новые
приключения.
Лесная школа.
Оснащение
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Блоки Дьенеша, альбом
«Спасатели приходят на помощь».
Содержание
Игра «Давайте познакомимся». Чтение сказки
по теме. Пальчиковая гимнастика «Дружные
пальчики». Задание «Учитель». Задание
«Запомни предметы». Игра «Житейские
истории».
12
2. Знакомство с
учителем
лесной школы.
3. Смешные
страхи.
4. Игры в
школе.
5. Школьные
правила.
6. Собираем
портфель в
школу.
7. Сказка про
сон.
8. Жадность.
9. Волшебное
угощение.
10. Подарки.
11. Домашнее
задание.
12. Школьные
оценки.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Головоломка «Колумбово яйцо»
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Блоки Дьенеша, альбом
«Спасатели приходят на помощь».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера, альбом
«На золотом крыльце …».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Соты Кайе.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Блоки Дьенеша, альбом
«Спасатели приходят на помощь».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Танграмм».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Блоки Дьенеша, альбом
«Спасатели приходят на помощь».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера, альбом
«На золотом крыльце …».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Соты Кайе.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Четырёхцветный квадрат
Воскобовича.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера, альбом
«На золотом крыльце …».
Игра «Делай, как я». Чтение сказки по теме.
Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Задание «Букет». Задание « Профессии».
Задание «Сложи фигуру».
Игра « Трамвайчик». Чтение сказки
«Смешные страхи». Пальчиковая гимнастика
с мячом. Задание « Лабиринт».
Задание «Заколдованный лес».
Игра «Транспорт».
Игра «Мы играем». Чтение сказки «Игры в
школе». Кинезиологическая гимнастика.
Задание «Азбука игр».Задание « Путаница».
Задание Продолжи узор».
Игра «Волшебный сундучок». Чтение сказки
«Школьные правила». Пальчиковая
гимнастика с карандашом. Задание
«Школьные правила». Задание «Правильнонеправильно». Задание «Выложи узор из 6
элементов».
Игра «Соберем портфель в школу». Чтение
сказки «Соберём портфель». Пальчиковая
гимнастика с мячом. Задание «Школьные
принадлежности». Задание «Запомни и
нарисуй». Игра «Транспорт».
Игра «Волшебный сон». Чтение сказки «Сон».
Пальчиковая гимнастика с пуговицами.
Задание «Лабиринт». Задание «Графический
диктант». Задание «Сложи фигуру».
Игра «Поделись с другом». Чтение сказки
«Жадность». Пальчиковая гимнастика с
карандашом. Задание «Логические цепочки».
Задание «Найди отличия». Игра
«Восстанавливаем город».
Игра «Конверт». Чтение сказки «Угощение».
Пальчиковая гимнастика с крышками.
Задание «Логический квадрат». Задание «Что
перепутал художник».Задание «Выложи из
палочек».
Игра «Угадай».Чтение сказки «Подарки».
Пальчиковая гимнастика с мячом. Задание
«Мячики». Задание « Подарки».
Задание «Выложи узор из 9 элементов».
Игра «Отгадай предмет». Чтение сказки
«Домашнее задание» Кинезиологическая
гимнастика. Задание «Коврики». Задание
«Осенние листочки». Задание «Четвёртый
лишний». Задание «Квадратные забавы».
Игра «Билетики». Чтение сказки «Школьные
оценки». Пальчиковая гимнастика с
прищепками. Задание «Логические цепочки».
Задание «Графический диктант». Задание
«Цифры».
13
13. В гостях у
лентяев.
14.Невыученны
йурок.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Блоки Дьенеша, альбом
«Спасатели приходят на помощь».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Танграмм».
15 Подсказка.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Соты Кайе.
16. Вредный
отдых.
17. Помощники.
18. Прививка.
19. Друг
заболел.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Четырёхцветный квадрат
Воскобовича.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Блоки Дьенеша, альбом
«Спасатели приходят на помощь».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Головоломка «Пифогор».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Чудо-кубики 2».
20. Ябеда.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Танграмм».
21. Шапканевидимка.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера, альбом
«На золотом крыльце …».
22. Трудная
задача.
23. Спорщики.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Соты Кайе.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Блоки Дьенеша, альбом
«Спасатели приходят на помощь».
Игра «Ладошки». Чтение сказки «Лентяи».
Пальчиковая гимнастика с прищепками.
Задание «Логический квадрат». Задание
Прятки с картинками». Задание
«Недостроенный город».
Игра «Слушай команду». Чтение сказки
«Невыученный урок». Пальчиковая
гимнастика с карандашом. Задание «Бабочки».
Задание «Последовательные картинки».
Задание «Сложи фигуру».
Игра «Противоположность» Чтение сказки
«Подсказка». Кинезиологическая гимнастика.
Задание «Логический квадрат». Задание «
Найди лишнее». Задание «Выложи фигуру из
12 эл.».
Игра «Поймай взгляд». Чтение сказки
«Вредный отдых». Пальчиковая гимнастика с
мячом. Задание «Прогулка по лесу». Задание
«Логический ряд». Задание «Квадратные
забавы».
Игра «Зеваки». Чтение сказки «Помощники».
Пальчиковая гимнастика с пуговицами.
Задание «Внимание! Внимание!». Задание
«Лабиринт». Игра «Лабиринт».
Игра «Замри». Чтение сказки «Прививка».
Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Задание «Говорящие рисунки». Задание «
Путаница». Задание «Собери правильно».
Игра «Снежинки, сугробы, сосульки». Чтение
сказки «Больной друг». Кинезиологическая
гимнастика. Задание «Снежинки». Задание
«Найди группы предметов?». Задание «Сложи
узор».
Игра «Летает – не летает». Чтение сказки по
теме «Ябеда». Пальчиковая гимнастика с
крышками. Задание «Логический квадрат».
Задание «Противоположности». Задание
«Сложи фигуру».
Игра «Волшебная шляпа». Чтение сказки
«Шапка-невидимка». Пальчиковая гимнастика
с мячом. Задание «Удивительный лес».
Задание «Лабиринт». Задание «Расколдуй
сказку».
Игра «Полоса препятствий». Чтение сказки
«Трудная задача». Пальчиковая гимнастика с
карандашом. Задание «Логическая цепочка».
Задание «Фантазёры».Задание «Выложи
фигуру из 15 эл.»
Игра «Запрещённое движение». Чтение сказки
«Спорщики». Кинезиологическая гимнастика.
Задание «Футбол». Задание «Внимание!
Внимание». Игра «Лабиринт».
14
24. Обида.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Чудо-кубики 2».
25. Ученики
школы.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера.
26. Драки вшколе.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игра «Танграмм».
27. Грубыеслова.
28. Дружба.
29. Сказочная
школа.
30. До свидания,
Лесная школа!
31.
До свидания,
Лесная школа!
№ п/п
1
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Блоки Дьенеша, альбом
«Спасатели приходят на помощь».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Четырёхцветный квадрат
Воскобовича.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Палочки Кюизенера, альбом
«На золотом крыльце …».
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игры по выбору детей.
Бланки с заданием, карандаши.
Бланки с заданием, карандаши.
Игры по выбору детей.
Игра «Слушай хлопки». Чтение сказки «Обида».
Пальчиковая гимнастика с мячом. Задание
«Парные фигуры». Задание «Аналогии».
Задание «Сложи узор».
Игра «Пять имён». Чтение сказки «Ученики
школы». Пальчиковая гимнастика с
прищепками. Задание «Домики».
Задание «Графический диктант».
Задание «Это мы придумали сами».
Игра «Дотронься до…». Чтение сказки «Драка».
Пальчиковая гимнастика с палочками. Задание
Умозаключения». Задание «Кораблики».
Задание «Сложи фигуру».
Игра «Запрещённое движение». Чтение сказки
«Грубые слова». Кинезиологическая
гимнастика. Задание «Путаница».
Задание «Бабочки». Игра «Я загадаю – вместе
отгадаем».
Игра «Дружный поезд». Чтение сказки
«Дружба». Пальчиковая гимнастика «Дружные
пальчики». Задание «Коврик». Задание
«Четвёртый лишний». Задание «Сложи
фигуру».
Игра «Запрещённое движение». Чтение сказки
«Сказочная школа». Пальчиковая гимнастика с
карандашом. Задание «Дорисуй картинку».
Задание «Лабиринт». Задание «Сказочный
город». Задание «Это мы придумали сами».
Игра «Эстафета дружбы». Пальчиковая
гимнастика с мячом. Задание «Фантазёры».
Задание «Недорисованные картинки».
Игра «Вспомни друзей». Кинезиологическая
гимнастика. Задание «Кроссворд».
Задание «Прятки».
4. Календарный учебный график
Дата начала
Дата окончания
Количество часов в
неделю
1 сентября
31 мая
2
Количество учебных
недель
36
5. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
дополнительной общеобразовательной Программы
По окончании первого года обучения обучающиеся будут уметь:
правильно удерживать карандаш, кисть;
правильно пользоваться ножницами во время вырезания;
производить точные движения кистью и пальцами рук (застегивать пуговицы крупныеи
мелкие; завязывать шнурки, пояс; доносить в пригоршни воду на расстоянии); слушать и
выполнять инструкцию педагога.
выполнять штриховку;
говорить четко, ритмично
По окончании второго года обучения, обучающиеся будут уметь:
концентрировать внимание при выполнении задания и правильно его распределять;
выполнять движения в соответствии с поставленной целью;
производить точные движения кистью и пальцами рук (проводить прямые, волнистые,
зигзагообразные линии, изображение пальцами животных, выполнение одновременно
15
руками разные действия /например, левая рука – сжата в кулак, правая ребром стоит на
столе, синхронно менять положение рук/, выполнять штриховку разными линиями)
координировать работу рук со зрительным восприятием;
уметь четко выражать свои мысли.
ориентироваться на листе бумаги в клетку
6. Оценочные материалы общеобразовательной Программы
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог
учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем
полученных результатов является комплекс умений и навыков, которым ребенок должен
овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть выполнение правил
игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения,
а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их
развития.
Диагностика по программе проводится два раза в год: входная диагностика в
начале учебного года, итоговая диагностика в конце учебного года.
Входная диагностика (сентябрь) проводится с целью выявить ведущую руку
ребенка, определить уровень развития мелкой моторики пальцев рук в начале обучения.
Диагностика проводится по тестам М.М. Безруких.
Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя несколько этапов.
Этапы организации:
- подготовительный: подготовка анкет, вопросников, тестов, заданий таблиц показателей;
- обработка данных и их анализ;
- оформление результатов диагностики.
Стартовая диагностика учащихся по программе проводится по следующим показателям:
Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения практических умений и
навыков, а также уровень эмоционально-психологической готовности обучающихся к
занятиям по программе будет проходить по 3-х бальной системе:
Критерии оценки результативности
Виды
контроля
Входной
Итоговый
Низкий
Не может ответить на все
вопросы
Не сформированы
ценностные понятия, не
развиты эмоции
сочувствия, ребенок не
владеет навыками
контроля и
саморегуляции
поведения, не может
длительное время
держать в голове правило
и образец, действовать по
инструкции, не умеет
договариваться в
процессе «совместной
деятельности и
осуществлять
взаимопомощь.
Параметры
1. Мотивация к занятиям
2.Познавательная активность
Средний
Высокий
Отвечает с подсказки педагога
Отвечает самостоятельно
Нравственные ценности, нормы и
правила декларируются, но не
осознаны ребенком, частично
проявляются в его поведении и
эмоциональных отношениях.
Ситуативное проявление
контроля, самоконтроя и
саморегуляции, соблюдает
правила при напоминании
педагога, владеет некоторыми
навы-ками конструктивного
взаимодействия
Ребенок осознает и применяет
во взаимодействии с другими
нравственные нормы и
правила поведения,
эмоционально реагирует на
состояния других детей и
готов прийти на помощь.
Владеет навыками
самоконтроля и
саморегуляции, способен
выполнять правила в
деятельности и действовать по
предложенной инструкции,
владеет навыками
конструктивного
взаимодействия
Начало года
Конец года
16
3. Самостоятельность
4. Коммуникативные способности
5. Обследование общей моторики
Карта диагностики уровня развития ребенка
1. Мотивации к занятиям.
Методика исследования «Анкета на мотивацию»
Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего
мотива.
Форма проведения: индивидуальная.
Инструкция.
Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты слушай меня внимательно и отвечай.
Дорогой друг, ты записался на дополнительную программу «Умные пальчики». Мы хотим,
чтобы тебе было здесь хорошо.
И для начала просим тебя заполнить анкету.
1. Я хочу заниматься на «Умных пальчиках»., чтобы:
а) научиться чему-нибудь полезному;
б) найти себе друзей;
в) развить свои способности;
г) заниматься любимым делом;
д) узнать, на что я способен;
е) весело провести время.
2. Дома в свободное время мне больше всего нравится заниматься ____________________
3. Для меня на «Умных пальчиках важнее всего ___________________________________
4. когда я думаю, о предстоящих занятиях я испытываю чувство:
а) радости
б) скуки
в) тревоги
г) нетерпения (скорей бы занятия закончились)
5. Мне бы хотелось, чтобы на «Умных пальчиках всегда было _______________________
6. Больше всего я боюсь, что ____________________________________________________
7. Кем ты хочешь работать, когда вырастешь? ______________________________________
9. Чем ты руководствовался при выборе занятий?
А) советом родителей;
б) советом друзей;
в) советом учителей;
г) собственными интересами;
д) это был случайный выбор.
Уровень мотивации
Сниженный
Нормальный
Высокий
Неосознанный интерес, навязанный извне
или на уровне любознательности. Мотив
случайный, кратковременный. Не
добивается конечного результата.
Мотивация неустойчивая, связанная с
результативной стороной процесса.
Интерес проявляется самостоятельно,
осознанно.
Мотивация достаточная.
Интерес высокий,
проявляется
самостоятельно
2.Сформированность познавательной активности
Цель: определение уровня сформированности познавательной активности.
Метод оценивания: наблюдение и анализ результата.
Насущными требованиями сегодняшнего дня являются личностная ориентация
педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом
ребенке.
Одно из стратегических направлений развития образования – формирование и развитие их
познавательной сферы.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития
17
образования была одной из актуальных, т. К. активность является необходимым условием
формирования умственных качеств личности
Т.е. познавательная активность – это естественное стремление учащихся к познанию
Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков,
характеризующих отношение учащегося к учебным задачам и выраженность
познавательного интереса.
Педагог отмечает наиболее характерные особенности поведения при решении задач для
каждого учащегося.
Критерии оценивания
Критерий оценки поведения
1. Отсутствие интереса
Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной,
забавный материал
2. Реакция на новизну
Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов,
но не теории
3. Любопытство
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения
4.Устойчивый
познавательный интерес
Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы
изучаемого материала
Шкала позволяет выявить уровень сформированности познавательной активности
суммируя критерии.
Уровень развития познавательной активности
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Уровень активности,
самостоятельности ребенка низкий,
при выполнении заданий требуется
постоянная внешняя стимуляция,
любознательность не проявляется
Ребенок недостаточно активен и
самостоятелен, но при выполнении
заданий требуется внешняя
стимуляция, круг интересующих
вопросов довольно узок
Ребенок любознателен, активен,
задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в
дополнительных внешних стимулах,
находит новые способы решения
заданий
3. Сформированность самостоятельности
Метод оценивания: наблюдение.
Если в школе самостоятельность входит в регулятивные универсальные учебные действия,
которые обеспечивают организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование,
составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка. То в системе дополнительного образования
творческая самостоятельность
рассматривается как деятельность, которая направлена на творческое усвоение результатов
образования и осуществляется без посторонней помощи.
В том и другом случае происходит формирование важных личностных качеств:
самостоятельности, инициативности, ответственности и относительной независимости.
Педагогический мониторинг уровня сформированности самостоятельности у учащихся
осуществляется пролонгировано, на протяжении всего периода их обучения.
Уровень сформированности самостоятельности
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Выполняет задание сам, а при проверке
Все время ждет помощи,
Ребёнок сам берется за выполнение
ориентируется на других детей и делает
одобрения, не видит своих ошибок
любого задания.
так, как у них
4. Сформированность коммуникативных действий
Коммуникативные действия, направлены на организацию сотрудничества.
Существует несколько методик.
«Ковёр» (Овчарова Раиса Викторовна) Проводится коллективно. На
раскладываются одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов,
прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной
каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При
каждом столе
треугольников,
бумаги. Далее
этом педагог
18
демонстрирует образцы нескольких готовых ковров.
Средства контроля: а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра.
Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и
слаженно». Время выполнения для всех одинаково. По окончанию работы организуется
выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится
групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа
совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень
соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: на ковре нет ни одного, либо отмечается только один оцениваемый
признак;
2. Средний уровень: на ковре присутствуют два из оцениваемых признака.
3. Высокий уровень: наличие трёх из оцениваемых критериев.
Для проверки коммуникативных качеств, учащихся в студии использую тест Галины
Анатольевны Цукерман «Рукавички».
Форма: работа учащихся парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и
просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши.
Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть
одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой,
какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку)
и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
· продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на
рукавичках;
· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать,
аргументировать и т.д.;
· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга
отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
· взаимопомощь по ходу рисования,
· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с
удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу
необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
в узорах явно преобладают
различия или вообще нет
сходства; дети не пытаются
договориться или не могут
прийти к согласию,
настаивают на своем
сходство частичное:
отдельные признаки
(цвет или форма
некоторых деталей)
совпадают, но имеются
и заметные отличия;
рукавички украшены одинаковым или весьма похожим
узором; дети активно обсуждают возможный вариант
узора; приходят к согласию относительно способа
раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия
и координирую их, строя совместное действие; следят за
реализацией принятого замысла
5. Обследование общей моторики
Качество их выполнения готовит и об уровне сформированности внимания, зрительной
памяти, самоконтроля.
а) Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение
допускается до 3 раз. Примеры движений: 1-обе руки вверх, 2-правая рука вверх, левая
– на пояс, 3-обе руки вперед, 4-обе руки вниз. 1-левая рука в сторону, 2-обе руки на
пояс, 3- правая рука в сторону, левая - за спину, 4-обе руки вниз
19
Результат
«Удовлетворительно» - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа.
«Плохо» - результат достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа и
повторенияинструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.
б) Требуется повторить движения, отставая на одно.
Результат
«Удовлетворительно» - несовпадение ритма, отсутствие точности движений,
проявляющеесяв «доведении» рук.
«Плохо» - неспособность самостоятельно исправлять свои ошибки.
в) Повторять движения за исключением одного, «запретного» (например, руки на плечи)
Результат
«Удовлетворительно» - «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет
ошибку.
«Плохо» - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.
Подведение итогов реализации программы «Умные пальчики» осуществляется в форме
открытого занятия для родителей с демонстрацией достижений ребенка.
7. Методическое обеспечение Программы
1. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
2. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
3. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
4. «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
5. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И.
Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
6. Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем
воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и задачи»,
«Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».
7. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
8. Соломенникова.О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.-М.МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2014.-112с.
9. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая
группа.-М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.
10. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ
ДО ШКОЛЫ». Старшая группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ,2016.-176с.
11. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ
ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.
8. Материально-техническое обеспечение Программы
Для занятий оборудовано помещение со столами-партами и стульями. Список
дидактических материалов:
1. Демонстрационный материал «Игралочка. Математика для детей 4-5 и 5-6 лет».– М.:
Издательство «Ювента», 2012
2. Дидактическое пособие «Символы стран». – Екатеринбург.: Издательство
«Страна Фантазий», 2013
3. Игра «Я учу буквы». – Киров.: ОАО «РАДУГА», 2001
Ткаченко
Т.А. Логопедическое
лото в
картинках. – М.: ООО
«Издательство «Эксмо», 2014
4. Серия «Тематический словарь в картинках»:
Грибы, ягоды. Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы. Цветы, деревья. Фрукты,
овощи. Город, улица, дом. Квартира, мебель. Профессии. Современные профессии. Посуда.
20
Продукты питания. Домашние и дикие животные средней полосы. Дикие звери и птицы
жарких и холодных стран. Домашние и дикие птицы средней полосы. Одежды. Обувь.
Головные уборы. Транспорт. Перелетные и зимующие птицы России. Я и мои чувства,
настроение, эмоции.
5. Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов.
Приложение к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке». – М.:Баласс, 2009
Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. Игры-упражнения на обобщение и
систематизацию знаний. Мир животных. - М.: Издательство
«Школьная пресса», 2008
6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: дидактические материалы для занятий
с детьми 4-7 лет/ Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2010
7. Блоки Дьениша
8. Палочки Кюизенера
9. «Числа и цифры от 0 до 10»: наглядно-дидактическое пособие/ Иляшенко Л.А. – М.:
Издательство «ЮВЕНТА», 2007
10. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал «Звуки и буквы». – М.:
Издательство «ЮВЕНТА», 2011
11. Многозначные слова. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство
«Мозаика-Синтез», 2004
12. Серия «Беседы по картинкам» Осень. Зима. Весна. Лето. Комплект наглядных
пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.:Из-во «Ранок», 2007
13. Дидактические карточки «Обучение дошкольников грамоте» - М.: Издательство
«Школьная пресса», 2008
14. Танграм
15. Карточки со словами (из 3,4,5 букв, длинные слова)
16. Карточки на каждого от 0 до 9
17. Таблица от 0 до 100
18. Мольберт
Материалы для продуктивной деятельности: бумага белая, бумага цветная, картон
белый, картон цветной, цветные карандаши, фломастеры, цветные краски, гуашь, восковые
мелки, ножницы, кисточки, салфетки, клей, природный материал, бросовый материал.
9.Список литературы:
1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.:Академия развития, 1996. – 208 с., ил.
2. Венгер А.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.Н. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста. –М.:Просвещение, 1989. – 127 с., ил.
3. Веприцкая Ю.В. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6лет:
разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. - Волгоград: Учитель,
2010.-123 с.
4. Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально- творческого
развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2.
Описание игр. СПб., 2003 г.;
5. Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате».
Методическая сказка. 2006 г.
6. Кошелева Г.А. 100 игр для развития дошкольника. Игры на каждый день про всё на свете.
Игровая деятельность с нетрадиционным оборудованием – Волгоград: Учитель. – 2014.-81 с.
7. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова Н.А. Цветик – семицветик.
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-7 лет .- СПб.:
Речь; М.: Сфера, 2013. – 223с.
8. Михина Е.Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011.-153
9. Мои первые игры. Альбом – игра/под ред. Дороговой Я.В. – М., РОСМЭН, 2008.
10. Стуликова М. Развиваем логическое мышление (Азбука дошкольного воспитания). –
М.: Мой Мир. – 2014.- 256 с.
21
11. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения
дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов.
– Ярославль.: Академия развития, 1998. – 288 с., ил.
12. Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет. -X.: «ЧП ГРОПЛЮС»,
2008. -144с.
14. Финкельштейн Б.Б.
Альбом-игра
«Волшебные
дорожки». Палочки
Кюизенера, блоки Дьенеша. – СПб.: КОРВЕТ.
16. Финкельштейн Б.Б.
Альбом-игра
«Волшебные
дорожки».
Палочки
Кюизенера для самых маленьких. - СПб.: КОРВЕТ.
17. Финкельштейн Б.Б. Давайте поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб.:
КОРВЕТ.
18. Финкельштейн Б.Б. Страна блоков и палочек. Сюжетно-дидактические игры с
международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными счётными
палочками Кюизенера. СПб.: КОРВЕТ.
19. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце сидели. Игры с палочками Кюизенера. СПб.:
КОРВЕТ.
20. Фомина Л.В. Сенсорное развитие; программа для детей и взрослых 4-6 лет.
– М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
22